КОНТАКТ-ЦЕНТР
+7 (343) 363-03-03
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
+7(343) 351-76-05
ПЛАТНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
+7 (343) 385-58-87
Главная Новости Главный анестезиолог-реаниматолог Свердловской области Александр Левит: «Для врача «на войне» с COVID-19 особенно важны поддержка семьи и климат в коллективе»

Главный анестезиолог-реаниматолог Свердловской области Александр Левит: «Для врача «на войне» с COVID-19 особенно важны поддержка семьи и климат в коллективе»

16 сентября 2021

В условиях очередного периода роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, который характеризуется, среди прочего, большей тяжестью, с которой люди переносят инфекцию, увеличилась нагрузка на анестезиологов-реаниматологов. Как в борьбе с пандемией помогают выработанные еще в 1990-х стандарты, почему для медработников в условиях пандемии особенно важен «климат» на работе и дома и как конкретно сказалась эпидситуация на работе службы, рассказал главный анестезиолог-реаниматолог УрФО и Свердловской области, заведующий реанимационно-анестезиологическим отделением Свердловской областной клинической больницы №1, профессор Александр Левит.

– Александр Львович, расскажите о реанимационно-анестезиологической службе региона: как она появилась, как она выглядит сегодня?

– В последние годы, если говорить о «доковидном» времени, через реанимационные койки Свердловской области проходило от 97 до 103 тысяч пациентов. За год мы проводили более 230-250 тысяч анестезиологических пособий. Причём около 10% от этого количества приходилось на областную больницу: через реанимационные койки СОКБ №1 ежегодно проходило примерно 8,5 тысячи пациентов.

В целом реанимационно-анестезиологическая служба Свердловской области – не только одна из самых крупных, но и одна из самых хорошо организованных в стране. И я говорю это не потому, что уже много лет являюсь главным анестезиологом-реаниматологом региона, а потому что в своё время мы проделали уникальную работу, чтобы службу сохранить. Речь идёт о конце 1990-х, когда всё, так сказать, потихоньку разваливалось.

Территориальным фондом ОМС тогда руководил Борис Исаакович Чарный. Помню, как однажды пришел к нему на приём, и начал говорить о том, что реанимационным отделениям в области попросту не хватает денег. Он выслушал меня и сказал: «Ты конкретно говори, что нужно. А деньги мы найдём».

И тогда наши ведущие анестезиологи-реаниматологи вместе со специалистами ТФОМС и областного департамента здравоохранения разработали программу оказания медицинской помощи на интенсивном этапе лечения. Если говорить конкретнее, нами были разработаны стандарты оказания реанимационно-анестезиологической помощи жителям региона. А в 2005 году они были оформлены в виде территориального стандарта министерства здравоохранения Свердловской области «Интенсивная терапия реанимационных синдромов».

– Как этот стандарт помог в финансовом обеспечении и сохранении службы?

– Реаниматология – это наука, которая занимается жизнеугрожающими состояниями, каждое из которых можно заключить в синдром. Мы выделили семь так называемых реанимационных синдромов – сердечной недостаточности, дыхательной недостаточности и так далее – и для каждого из них разработали стандарты оснащения, диагностики и лечения. И когда представили это в территориальный фонд ОМС, там смогли четко просчитать, сколько денег необходимо.

Нам удалось не только сохранить службу благодаря этой программе. Мы построили систему, которая предполагает этапность и преемственность оказания помощи. Это означает, что любая медицинская организация оказывает реанимационно-анестезиологическую помощь по единому принятому стандарту: во всех реанимационно-анестезиологических отделениях – будь то городская больница, межмуниципальный центр или областная специализированная клиника, куда пациента доставляют силами центра медицины катастроф – существует единая оценка тяжести состояния пациента и, естественно, единый подход к проведению интенсивной терапии. Для этого нами была разработана шкала оценки полиорганной дисфункции (совокупности недостаточности нескольких функциональных систем организма). Причём мы получили на неё патент.

За счет этого единого подхода, во-первых, уменьшилось количество ненужных перегоспитализаций. Во-вторых, уменьшилось количество осложнений во время транспортировки пациентов.

И эта разработанная двадцать лет назад система до сих пор эффективно работает.

– Сегодня, в условиях пандемии, как изменилась структура пациентов в реанимационных отделениях?

– И с точки зрения нозологии (учения о болезни), и с точки зрения экстренности. Взять, например, основную госпитальную базу – Свердловскую областную клиническую больницу №1. За первую половину 2021 года количество экстренных пациентов из Екатеринбурга и окрестной зоны, поступивших в наше реанимационное отделение, составило 37,7%. У нас никогда такого не было. При этом мы по-прежнему принимаем пациентов из реанимационных отделений Свердловской области по линии Территориального центра медицины катастроф.

Многие реанимационные отделения на старте пандемии были перепрофилированы под «ковидные», туда, естественно, поступают пациенты и с сопутствующими заболеваниями терапевтического, хирургического, неврологического и других профилей. Среди всех реанимационных пациентов количество больных новой коронавирусной инфекцией составляет примерно половину.

– Как эпидобстановка повлияла на оказание помощи пациентам с другими заболеваниями?

– Мы, как и все, второй год уже на этой «войне». Но, несмотря на пандемию, «чистые» стационары, как областная больница, по-прежнему оказывают специализированную и высокотехнологичную помощь. Более того, та же областная больница сейчас берёт на плановые операции пациентов из тех местностей, где больницы перепрофилированы. У нас выполняются все виды хирургических вмешательств, включая кардиохирургию, абдоминальную и сосудистую хирургию, урологию, активно развиваются малоинвазивные и эндоскопические вмешательства при различной патологии.

А как ситуация с коронавирусом отразилась конкретно на работе анестезиологов-реаниматологов?

– Пандемия оказала огромное деструктивное и депрессивное влияние на всех врачей – и тех, кто работает в инфекционных госпиталях, и тех, кто трудится в «чистых» больницах.

Майкл Рамсей, автор известной шкалы глубины седации (медикаментозного сна), выступление которого я слушал на конгрессе в Брюсселе лет семь назад, говорил о синдроме профессионального выгорания. Так вот профессиональному выгоранию особенно подвержены анестезиологи-реаниматологи. Так было ещё до пандемии. А сейчас – в условиях повышенной нагрузки – синдром профессионального выгорания имеет огромное значение.

И, как пишут в руководствах и говорят специалисты в этой области, очень важную роль при этом играют такие факторы, как семья и дом. Потому что человек, который приходит с «поля боя», должен чувствовать дома комфорт, любовь, заботу близких. Они должны давать ему возможность заняться тем, что он хочет делать, либо позволять вообще ничего не делать.

И на работе тоже должен быть комфорт, хорошие отношения с коллегами. Это имеет очень большое значение. Чтобы не получилось так, как кое-где в Европе – койки и аппараты есть, а работать некому. Это вопрос скорее даже не медицинский, а социальный. Надо делать всё возможное, чтобы удержать профессионалов.

– Но ведь сейчас среди врачей уже нет, скажем так, страха неизвестности, который был в начале пандемии?

– Вы абсолютно правы. Многие врачи нашего отделения работают в «ковидных» госпиталях. При этом, к слову, мы продолжаем оказывать помощь по области: ежегодно по четыре месяца наши врачи работают в медицинских организациях, где есть только один анестезиолог – а ему надо и поучиться, и отдохнуть, а иногда, к сожалению, поболеть. Так вот, некоторые врачи говорят, что в инфекционных госпиталях даже проще. У Высоцкого в песне «Разведка боем» есть такие слова: «Ведь на фронте два передних края: наш, а вот он – их передний край». В «ковидных» госпиталях врачи хорошо понимают, с какими пациентами они имеют дело. Это только поначалу действительно не знали, как правильно вести себя, как пользоваться средствами индивидуальной защиты. А сейчас алгоритм выработан, это всё уже на подкорке. Медики стали профессионалами в том числе с точки зрения собственной безопасности. А вот в «чистых» больницах, особенно тех, что работают на оказание неотложной помощи, часто неизвестно с каким пациентом приходится работать – инфицированным или нет.

Какие изменения претерпела в связи с ситуацией по COVID-19 ваша работа как главного внештатного специалиста министерства здравоохранения Свердловской области?

– Однажды мой младший внук посчитал количество рабочих звонков за сутки. Получилось 82. Вот так и изменилась. Потому что ежедневно возникают ситуации, требующие консультаций. Помимо того, что я являюсь главным специалистом, я руковожу одним из самых крупных отделений в стране: 52 реанимационные койки и 40 операционных столов. Всё это должно работать без сбоев.

– Как сейчас в регионе организовано обучение специалистов, которые идут работать в инфекционные госпитали?

 – Поначалу нам, как и коллегам во всём мире, было сложно выработать рациональную организацию труда и обучения.

Знаете, мой отец, прошедший Великую Отечественную войну, в 1942 году прошёл двухмесячные курсы младших командиров. Конечно, год назад было не совсем так, как в 1941-м, когда под Москвой ополченцев бросали против немецких танков, но где-то очень близко. Надо было срочно обучить людей хотя бы азам: собственной безопасности, прежде всего. Поэтому для врачей иных специальностей и ординаторов, которые помогали в работе сертифицированным анестезиологам-реаниматологам, были организованы 36-часовые онлайн-курсы по вопросам ведения пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Я считаю, что это было сделано совершенно правильно – благодаря этому обучению многие специалисты других профилей, например, терапевты, неврологи, кардиологи, познали азы реанимационной помощи. Многие из них теперь имеют соответствующие сертификаты.

Сейчас у нас уже нет этих краткосрочных курсов. Работа ведется планово. Продолжается последипломное обучение анестезиологов-реаниматологов на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Уральского государственного медицинского университета. По инициативе Медицинской палаты Свердловской области повышение квалификации проводится также и на базе Уральского института управления здравоохранением имени А.Б. Блохина. Причём оно организовано по принципу существовавшей некогда – на мой взгляд, очень эффективной – формы обучения «специализация на рабочем месте». В таком формате специалисты анестезиологи-реаниматологи проходят на нашей базе недельные и двухнедельные курсы, по итогам которых получают сертификаты.

– Как в регионе обстоят дела с оснащением реанимационных отделений необходимым оборудованием? Достаточно ли его?

– На мой взгляд, оснащение достаточно. В том числе, благодаря помощи известных всем спонсоров в приобретении аппаратов искусственной вентиляции лёгких, мониторов, аппаратов для респираторной терапии.

– В нашем регионе, как и по всей стране, сейчас продолжается кампания по вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Нужно ли вакцинироваться тем, кто тяжело переболел COVID-19?

– Я достаточно жёсткий человек, когда дело касается работы. И я считаю, что те, от кого зависит жизнь других людей, те, кто по долгу службы наиболее активно общается с людьми, обязательно должны быть привиты. Торговые работники, педагоги и другие специальности меня мало касаются, поэтому я в первую очередь, конечно, говорю о медицинских работниках. Они должны быть вакцинированы обязательно.

Более того, нужно обязательно вакцинироваться через полгода после перенесённого заболевания. А ещё через полгода – ревакцинироваться. При этом ориентироваться на количество антител – совершенно бессмысленное занятие, потому что T-клеточный иммунитет никто не определяет.

Так что, если нет противопоказаний и острых заболеваний – нужно идти за прививкой.


Другие новости


  • 27 марта
    Свердловские врачи уберегли пациентку от опасного осложнения панкреатита, впервые применив для этого методику «рандеву»

    Врачи-эндоскописты отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения Свердловской областной клинической больницы №1 впервые в регионе провели гибридную операцию по методике «рандеву» пациентке с панкреатитом, осложнённым псевдокистами (заполненными патологической жидкостью полостями, возникшими при воспалении поджелудочной железы). Успешно выполненное вмешательство уберегло женщину от опасного осложнения в виде разрыва одной из псевдокист, которое могло привести к необратимым последствиям. Увеличение количества малоинвазивных вмешательств в лечебных целях является приоритетным направлением национального проекта «Здравоохранение».

  • 16 марта
    Свердловские врачи спасли пенсионерку с аневризмой аорты, которая могла разорваться в любой момент

    Врачи Свердловской областной клинической больницы №1 успешно прооперировали пенсионерку с ложной аневризмой грудного отдела аорты. Пожилой пациентке, можно сказать, повезло – благодаря расположению аневризмы и наличию подходящих по размеру стент-графтов (самораскрывающихся эндоваскулярных протезов) ей было выполнено малоинвазивное вмешательство, тогда как обычно экстренно поступивших больных с такой патологией оперируют открытым способом, что, конечно же, в разы травматичнее и несёт в себе гораздо больше рисков. Отметим, что доступность высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение количества рентгенохирургических вмешательств в лечебных целях – приоритетные направления национального проекта «Здравоохранение».

  • 15 марта
    Гепатит С: своевременное выявление гарантирует излечение

    Хронический гепатит – причина цирроза и рака печени. Но эти тяжелые болезни можно предотвратить, если выявить гепатит вовремя. О профилактике и лечении гепатита С рассказала главный внештатный специалист-гастроэнтеролог министерства здравоохранения Свердловской области, руководитель Областного гепатологического центра, заведующая гастроэнтерологическим отделением Свердловской областной клинической больницы №1 Елена Бессонова.

  • 08 марта
    «Полностью соответствует рекомендациям»: столичный эксперт оценила лечение гематологических больных в Свердловской области

    Для повышения качества, эффективности и доступности медицинской помощи, которая оказывается пациентам гематологического профиля, в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» столицу Урала посетила федеральный эксперт по опухолевым заболеваниям крови. В ходе рабочего визита заведующая отделом диагностики и лечения гематологических заболеваний Национального медицинского исследовательского центра гематологии (НМИЦ гематологии) Минздрава России Алина Кохно побывала в двух медучреждениях Екатеринбурга, оказывающих помощь таким пациентам, – Центральной городской больнице №7 (ЦГБ №7) и Свердловской областной клинической больнице №1 (СОКБ №1). Обменявшись опытом и обсудив предложения по дальнейшему развитию с местными специалистами, федеральный эксперт в целом достаточно высоко оценила работу гематологической службы  региона.

  • 05 марта
    Врачам СОКБ №1 приобрели УЗИ-аппарат, необходимый для высокотехнологичного лечения самого распространённого вида аритмии

    Для отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Свердловской областной клинической больницы №1 приобрели УЗИ-аппарат экспертного класса, предназначенный для исследований сердечно-сосудистой системы, в том числе интраоперационных (выполняемых в ходе открытых вмешательств), чреспищеводных и итракардиальных (внутрисердечных). И в первую очередь данный аппарат, приобретенный за 12,5 миллиона рублей, будет использоваться аритмологами СОКБ №1 для высокотехнологичного лечения самого распространённого вида аритмии – фибрилляции предсердий (патологически быстрых колебаний предсердий с хаотической электрической активностью). Отметим, что борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниям является одним из приоритетных направлений национального проекта «Здравоохранение».

  • 29 февраля
    Сотрудники СОКБ №1 вместе со спасателями отработали действия при аварии на газификационной установке

    В Свердловской областной клинической больнице №1 прошли учения по локализации и ликвидации последствий условной аварии на газификационной установке. Совместно с аварийно-спасательной службой сотрудники больницы отработали действия при чрезвычайной ситуации.


Свердловская областная клиническая больница №1
КОНТАКТ-ЦЕНТР
+7 (343) 363-03-03
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
+7(343) 351-76-05
ПЛАТНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
+7 (343) 385-58-87